Проект

Рудник Бозшаколь, расположенный на севере Казахстана в Павлодарской области, является крупнейшим горнорудным проектом на территории Содружества Независимых Государств (СНГ), как по объему добычи, так и по масштабам. Это медно-порфировое месторождение, разрабатываемое KAZ Minerals, быстрорастущей компанией, ориентированной на развитие крупномасштабных, низко затратных горнорудных производств.

Работы на месторождении Бозшаколь начинались «с нуля», одобрение на разработку было получено в 2011, а уже в феврале 2016 началось производство медного концентрата на главной обогатительной фабрике. С апреля 2016 Leapfrog Geo используется для создания модели для долгосрочного планирования на месторождении Бозшаколь.

Эшли Браун, руководитель отдела по оценке ресурсов и запасов компании KAZ Minerals, Bozshakol Limited (KBL), комментирует: «Leapfrog позволяет нам значительно сократить время на создание геологических моделей, с его помощью на это уходит не более недели. По моим оценкам, без Leapfrog нам бы понадобилось примерно четыре месяца только на построение геологической модели. А возможность оперативного обновления модели поистине бесценна».

«Качественная визуализация системы Leapfrog дает возможность увидеть, каким уникальным месторождением является Бозшаколь. Это программное обеспечение позволяет ресурсному геологу раскрыть истинную ценность месторождения и повысить надежность подсчета запасов, что существенно снижает риски для предприятия в целом»

Ситуации

Рудник Бозшаколь обеспечит эволюционный рост, который превысит текущий уровень производства KAZ Mineral более чем в 2 раза. Срок эксплуатации рудника и обогатительной фабрики составит свыше 40 лет, включая переработку складированной руды в течение 4 лет. Руды месторождения также содержат ценные попутные компоненты: золото и молибден.

На момент строительства, Бозшаколь являлся самым крупным проектом развития нового месторождения в Казахстане. По сей день он остается в числе крупнейших новых разрабатываемых медных месторождений в мире. Бозшакольский ГОК будет поставлять сырье в Китай следующие несколько десятилетий, и будет одним из крупнейших предприятий в мире, перерабатывающим примерно 30 миллионов тонн меди в год. Для достижения своей основной цели – развития крупномасштабных, низкозатратных проектов KAZ Minerals будет внедрять и использовать самые современные технологии, уровень автоматизации будет высоким, обеспечивающим максимальную эффективность.

Ответ

Leapfrog Geo интенсивно использовался на месторождении Бозшаколь и применялся для построения структурной модели, геологической модели, двух каркасных моделей зон минерализации и модели зоны окисления месторождения.

Локальная команда Leapfrog обучила геологов использованию ПО Leapfrog Geo и помогла в создании геологической модели месторождения Бозшаколь. После обучения персонал рудника усовершенствовал модель и внес несколько дополнений в рабочий процесс.

Сравнение каркасных моделей, созданных вручную, и каркасных моделей, созданных с помощью имплицитного метода моделирования

Ниже описана структура рабочего процесса ресурсного моделирования на объекте:

  1. Создание предварительной каркасной модели зоны минерализации с помощью условного (имплицитного) моделирования.
  2. На основе видимых смещений зоны минерализации структурная модель была разделена на двенадцать (12) тектонических блоков, идентифицируемых на макроуровне. Эти блоки были включены в модель для для расчета срока службы рудника (Life of Mine “LOM”).
  3. Затем была построена геологическая модель. Она включала различные литологические типы пород в составе тектонических блоков (андезит, диорит, вулканические породы, осадочные породы, сапролиты, оксидные руды, вскрышные породы). Эшли говорит о том, что «Особым преимуществом Leapfrog Geo является способность виртуального динамического обновления модели при добавлении новых скважин. Работнику просто нужно убедиться, что модель имеет смысл с геологической точки зрения, а если нет — добавить структурную информацию или тренды, чтобы этот смысл появился. Это помогает значительно сэкономить время.»
  4. В каждом тектоническом блоке, с помощью индикаторного интерполянта, создаются два домена по бортовым содержаниям медного эквивалента 0.1% и 0.2%.
  5. Создание модели степени окисления пород. The model is split into Oxide and Sulphide sub-domains (Oxide = Overburden, oxide, saprolite; Sulphide: andesite, diorite, volcanics, sediment). Модель разделена на оксидный и сульфидный под-домены (оксидный включает породы вскрыши, оксидные руды, сапролит; сульфидный включает андезит, диорит, вулканические породы, осадочные породы).
  6. Домены, выделенные по степени изменения пород (аргиллитизация, калишпатизация, пропилитизация, кварц-серицит-пиритизация) были созданы с помощью индикаторного интерполянта на основе документации степени изменений горных пород.
  7. Leapfrog Geo использовался для добавления минералогических доменов (в зависимости от содержаний борнита, халькопирита, пирита и магнетита) к модели для передачи информации о типе руды на фабрику. На основе колонки документации керна по скважинам создаются каркасы минералогических доменов для каждого тектонического блока. Планируется добавление к модели прочих геометаллургических переменных по мере их доступности.

«Особым преимуществом Leapfrog Geo является способность виртуального динамического обновления модели при добавлении новых скважин. Работнику просто нужно убедиться, что модель имеет смысл с геологической точки зрения, а если нет — добавить структурную информацию или тренды, чтобы этот смысл появился. Это помогает значительно сэкономить время.»

Эшли Браун, руководитель отдела по оценке ресурсов и запасов компании KAZ Minerals.

Результат

Благодаря успешному внедрению и использованию этого рабочего процесса, Leapfrog Geo теперь на постоянной основе используется компанией KAZ Minerals, на руднике Бозшаколь в качестве программного пакета для моделирования, позволяющего значительно сэкономить время.

Использование на стадии проведения эксплоразведочных и геолого-оценочных работ

Leapfrog Geo теперь также используется на стадии проведения эксплоразведочных и оценочных работ, при которых пользователь может задать траекторию планируемой скважины и в трехмерном отображении увидеть предполагаемые интервалы. Эта функция позволяет геологам более эффективно управлять бурением.

Эшли комментирует: «Легкость выполнения всех этих функций позволяет ресурсному геологу больше времени уделить именно геологии. Это ПО также является полезным инструментом представления информации руководству, обеспечивающим более глубокое понимание обстановки на месторождении.»

Инна Попова, региональный директор Leapfrog: «Пример использования Leapfrog Geo на руднике Бозшаколь демонстрирует гибкость Leapfrog Geo при импорте данных и скорость создания модели, значительно повышающих эффективность работы. Мы надеемся на продолжение сотрудничества с компанией KAZ Minerals, в результате которого будет проведено дальнейшее усовершенствование процессов геологического моделирования и снижена подверженность компании рискам.»

Рисунок 1 – Центральный и Восточный карьеры рудника Бозшаколь, каркасная модель по борту 0.2% медного эквивалента, являющаяся основой для расчета срока службы рудника (Life of Mine “LOM”).
Рисунок 2 – Модель тектонических блоков, отображающая 12 структурных блоков.
Рисунок 3 – Отображено создание литологической модели по каждому тектоническому блоку.

СВЯЖИТЕСЬ С LEAPFROG ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОБНОЙ ИЛИ ДЕМО-ВЕРСИИ

The Project

The Bozshakol mine in the Pavlodar Region of northern Kazakhstan is the largest single mine development in the Commonwealth of Independent States (CIS) region by both scope and volume of production. It is a copper-gold porphyry mine and is operated by KAZ Minerals, a high growth copper company focused on large scale, low cost open pit mining.

Bozshakol was a greenfield site, first approved in 2011 and commenced production of copper concentrate at the main sulphide concentrator in February 2016. Since April 2016 Leapfrog Geo has been used to produce the Bozshakol long term model.

Ashley Brown, Head, Resource Definition, KAZ Minerals, Bozshakol Limited (KBL), commented, “Leapfrog is allowing us to produce geological models in a fraction of the time, about a week at most. Without Leapfrog I’d estimate that to produce just the geological model would take about four months. And the ability to readily update the model is priceless.”

“The visualisations created with Leapfrog showcase what a wonderful deposit Bozshakol is. It allows the resource geologist to reveal and enhance the value in the deposit with the concomitant minimisation of risk.”

Situation

The Bozshakol mine will deliver transformational growth equivalent to more than doubling KAZ Mineral’s current production levels. The mine and concentrator will have a production life of over 40 years, including the processing of stockpiled ore for four years, the ore body also contains highly valuable by-products of gold and molybdenum.

Bozshakol was the largest greenfield development project in Kazakhstan when under construction and is among the largest newly developed copper deposits in the world. It will provide materials to China for the next few decades and will be one of the world’s biggest mines, processing around 30 million tonnes of copper per year. In pursuit of their large scale, low cost goal KAZ Minerals will implement and use the most modern technologies, the level of automation will be very high and efficiency paramount.

Response

Leapfrog Geo has been used extensively at Bozshakol and has been used to produce the structural model, the geological model, two concentric grade domains and the oxidation model.

The local Leapfrog team trained the geological personnel in the use of Leapfrog Geo and established a geological model for the Bozshakol deposit. Once the training was over KBL site personnel ran with the model and made several additions to the workflow.

Comparison of manual wireframes versus implicit wireframes modelled with a stochastic estimator

The resource modelling workflow on the site is as follows:

  1. A preliminary stochastic interpolant was constructed of the copper mineralisation.
  2. Based upon the apparent offsets of mineralisation, a structural model was subdivided into twelve (12) fault blocks identifiable on the macro level. These fault blocks were incorporated into the Life of Mine “LOM” model.
  3. The geological model was then constructed. This includes the various identifiable lithologies within these fault blocks (andesite, diorite, volcanics, sediment, saprolite, oxide, overburden). Ashley says, “A particular advantage of Leapfrog Geo is the ability of the model to virtually dynamically update with the input of additional drillholes. One simply has to check that this dynamic update makes geological sense and if not add some structural information or trends to ensure that it does. This proves to be a huge time-saver.”
  4. Two concentric grade domains were constructed within each fault block using an indicator interpolant for 0.1% CuEq and a 0.2% CuEq.
  5. Oxidation (Material type) model. The model is split into Oxide and Sulphide sub-domains (Oxide = Overburden, oxide, saprolite; Sulphide: andesite, diorite, volcanics, sediment).
  6. Alteration domains (i.e. propylytic, argillic, phyllic, potassic) were made with an indicator interpolant based upon the alteration logging.
  7. Leapfrog Geo was used to add mineralogical domains (i.e. bornite, chalcopyrite, pyrite, magnetite percentages) to the model as part of mine to mill work. Concentric mineralogical shells were modelled per fault block using drillhole logging information.The plan is to add other geometallurgical variables to the model as well once they are available.

“A particular advantage of Leapfrog Geo is the ability of the model to virtually dynamically update with the input of additional drillholes. One simply has to check that this dynamic update makes geological sense and if not add some structural information or trends to ensure that it does. This proves to be a huge time-saver.”

Ashley Brown, Head, Resource Definition, KAZ Minerals

Outcome

With the successful implementation and use of this workflow Leapfrog Geo is now entrenched at KAZ Minerals, Bozshakol Limited as a modelling and time-saving software package.

Use in grade control and brownfields exploration

Leapfrog Geo is now also used for grade control management and brownfields exploration whereby you can set up a dummy trace of the proposed drillhole and look in three dimensions at expected intersections. This feature allows the geologists to better manage drilling.

Ashley commented, “The ability to perform all of these duties with relative ease allows the resource geologist to spend more time actually being a geologist. It is also useful for presenting to management so they can better understand the deposit.”

Leapfrog’s Regional Director Inna Popova says,“This example of the use of Leapfrog Geo at the Bozshakol mine demonstrates how Leapfrog Geo has the flexibility with data import and the speed in model generation to rapidly add value. We look forward to continuing to work with KAZ Minerals to help them further improve their geological modelling and reduce their risk exposure.”

Figure 1 – Bozshakol Central and East pits showing the 0.2% CuEq wireframe targeted by the LOM (ultimate pit)
Figure 2 – Fault block model showing the twelve structural blocks
Figure 3 – Showing the development of the lithology model by fault-block